Влад Рябец: Традиции образования в Англии и США

Англия — страна, в которой появились одни из самых старых и уж точно самые известные европейские университеты. Оксфорд и Кембридж до сих пор сохраняют лидирующую позицию и в образовании, и в науке. При этом система образования, принятая в этих университетах, основана на древних традициях и существенно отличается от других университетов мира.

Что в наибольшей степени характеризует эту систему? Прежде всего, высшее образование в Англии по своим целям и способам их достижения имеет откровенно элитарный характер. Его целью является воспитание и образование научной, политической  элиты. Эта цель отчётливо прослеживается во всей структуре деятельности этой системы.

Уже в системе среднего образования заложена необходимость жесткого соревнования и отбора. Причем отбор этот далеко не всегда производится по интеллектуальному критерию, а, скорее, по социальному и сословному. Ведь в «публичные школы», из которых всегда приходило большинство студентов Оксфорда и Кембриджа, где обучение стоит довольно дорого, попадают только дети состоятельных родителей.

Судьба первых университетов зависела от королевской власти и от знатных людей, которые вкладывали огромные средства в образование, в постройку новых колледжей и библиотек. Так, в XV веке появилась Библиотека Хамфри, графа Глостера, брата Генриха V, который подарил университету огромную коллекцию книг и рукописей, а также деньги на постройку здания библиотеки.

Колледжам, являющимся составными частями университета, как и публичным школам, присуща негласная градация по статусу, деление на более престижные и менее престижные. Они и осуществляют набор студентов, то есть продолжают дело их социальной классификации. Именно колледжи служат центрами всех форм корпоративной жизни, то есть воспитательного воздействия на студентов.

Всеволод Овчинников в своей книге об англичанах «Корни дуба» пишет: «Формируя характер и мировоззрение будущих правителей страны, «фабрики джентльменов» используют те же методы, что и публичные школы. Это корпоративная жизнь в стенах колледжей, спортивная этика, возведенная в мерило порядочности, и, наконец, сама атмосфера средневековых университетских городов, утверждающая веру в незыблемость традиций. Но сверх того Оксфорд и Кембридж имеют одну своеобразную особенность, которая еще разительнее раскрывает их роль в воспроизводстве правящей элиты. Речь идет о дискуссионных клубах, специально предназначенных для того, чтобы со студенческой скамьи прививать будущим джентльменам навыки профессиональных политических деятелей… Оксфорд и Кембридж — это заключительный этап отбора, пройдя который человек на всю жизнь приобщается к правящей касте, чувствует себя окруженным «сетью старых друзей«… Публичные школы и старые университеты заняты выведением особой человеческой породы — людей, способных управлять страной.» Насколько эффективно происходит отбор и соответствует ли он поставленным целям — оставим разбираться англичанам, но цели, которые они ставят вполне понятны.

Для иностранных высокопоставленных лиц британское правительство предоставляло возможность дать детям британское образование с расчетом на то, что дети впитают в себя британские ценности и станут сторонниками колониального режима.

История Кембриджа связана с именами великих ученых и писателей, здесь работали и учились Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Джон Мильтон, Теннисон, Эрнест Резерфорд, Льюис Кэрролл.

Но не меньшей славой во всём мире пользуются американские вузы.

В 1627 году Джон Гарвард, студент Эммануэль колледжа (один из 30 колледжей Кембриджского университета), эмигрирует в Америку, где в 1639 году создает по образцу Кембриджа университет, который сегодня носит имя основателя, расположенный в нынешнем штате Массачусет. Так появился самый престижный университет в США, а возможно и во всём мире. И недаром, так как в числе прочих достижений, он лидирует по числу выпускников — миллиардеров, насчитывая 54 человека.

Неотъемлемым аспектом западной образовательной системы являются студенческие общества и братства.

Информация о них противоречива и её никак нельзя считать достоверной.

Тем не менее, «братства» и «сестринства» существуют очень давно оказывают серьёзное влияние на жизнь США и всего мира. По разным данным половина или две трети американских президентов, управлявших страной в ХХ веке, являлись членами «братств». Кроме того, к ним принадлежали большая часть конгрессменов, сенаторов и членов Верховного Суда США. В число 50-ти крупнейших корпораций США входят 43, которыми управляют бывшие члены студенческих «фратрий» ( от греческого «братства»).

Пожалуй, самое известное и в то же время таинственное студенческое общество США — это «Череп и кости», тайное общество студентов Йельского университета. Оно было создано в 1832 году старшекурсником Уильямом Расселлом. . Все президенты США, выпускники Йельского университета, были членами «Черепа и костей». Речь идет о Уильяме  Тафте, Джордже Буше ст. и Джордже Буше мл. Кроме того, многие члены тайного клуба занимали важные должности в области политики, дипломатии, средствах массовой информации и даже разведки. Так, министр обороны при Франклине Делано Рузвельте Генри Стимсон, посол США в Советском Союзе Эверелл Харримэн и управляющий делами семьи Рокфеллера Ричардсон Дилуорф были членами «Черепа и костей».

Студенческие общества — это структуры, специально созданные для выработки связей. Американцы, у которых система «братств» развита как нигде, в мире создали более жёсткую и действенную систему погружения человека в определённый круг общения, чем англичане. В нашей жизни, где нет таких систем, связи между людьми вырабатываются стихийно — в школе, институте, в армии. Либо люди вынуждены находить необходимые связи уже в процессе какой-либо деятельности. Но, не имея и не создав их невозможно добиться успеха, ни совместного, ни личного, в большинстве видов деятельности и уж точно в политике и общественных вопросах. Кроме того, эффективно работающие связи между людьми невозможны без осознания общности интересов, а значит и общих ценностей, формирующихся в процессе воспитания.

То, что во всех этих знаменитых вузах, обучение в которых стоит целое состояние, главным являются не получаемые знания, а атмосфера и среда, в которую погружается человек, и связи и знакомства, которые он получит, косвенно подтверждает свободный доступ через интернет к учебным материалам, ограниченный лишь знанием английского языка. Например Массачусетский технологический институт, один из престижнейших технических вузов мира предоставляет свободный доступ ко всем своим учебным материалам http://ocw.mit.edu/courses/. Также существует проект https://www.edx.org/ организованный Гарвардом совместно с MIT, в котором огромное количество вузов предлагают бесплатно пройти свои курсы с видеолекциями, практическими работами и тестами, а кому нужно, может даже получить диплом о их прохождении.

Читая об элитных западных университетах, понимаешь, что люди их развивавшие имели определённые ценности и построили систему их воспроизводства. Еще Невилл Чемберлен (видный британский государственный деятель) говорил, что “соревнование университетов не менее важно, чем сражение броненосцев”. Нет сомнений, что сообщество людей с хорошим образованием, осознающих схожие ценности, с едиными представлениями о правильном и неправильном, хорошем и плохом, поддерживающих друг друга в определённой деятельности могут добиться блестящих результатов.

Владислав Рябец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *