Как «старые» страны зарабатывали «старые» деньги 

Модель торгового корабля. Поперечный разрез.

К 18-му веку дальние морские экспедиции уже перестали рассматриваться как особая форма самоубийства. Количество успешно возвратившихся кораблей (и не просто, а с прибылью) постоянно росло. Развитие навигации, кораблестроения и страхования изменило характер морской торговли — разовые сверхрисковые экспедиции уступили место постоянным торговым маршрутам.

Одними из важнейших маршрутов стали «золотые» треугольники: Европа — Западное побережье Африки — Карибы и Европа — Карибы — североамериканские колонии.

Схема атлантической торговли («Triangle trade»).
В первом случае корабль грузится под завязку британскими товарами где-нибудь в Ливерпуле или Лондоне (обычно это товары широкого потребления, самая дешевая посуда, ножи, бутылки, банки, топоры и тому подобное, все что найдет спрос у африканских племен).
Весь этот скарб везут в фактории разбросанные по Западному побережью Африки. В эти фактории своевременно местными царьками сгоняются заранее отловленные негры. Происходит обмен, негры — на корабль, товары — царькам.
Замок Кейп-Кост, построенный для нужд работорговли на территории современной Ганы. Замок был перевалочным пунктом между Африкой и Карибскими островами, куда свозили рабов на плантации и мог вмещать одновременно до тысячи человек.
Битком набитые рабами корабли пересекали Атлантику и разгружались на островах Карибского бассейна. Острова жили за счет плантаций (сахарный тростник, кофе, табак) и всегда нуждались в притоке рабочей силы. За рабов плантаторы давали свою продукцию.
Если капитан принимал решение заканчивать путешествие, он мог продать рабов например за кофе и вернуться с ним в Европу, где его можно выгодно продать уже за деньги. Вырученные деньги делились между акционерами, выплачивалось жалование, закупались новые товары для обмена и цикл повторялся.
Схема плановой загрузки корабля рабами. Конец XVIII века.
Но был вариант продолжить торговлю дальше. Для этого нужно было продать негров за патоку из сахарного тростника и везти все это в североамериканские колонии, обычно Бостон и Нью-Йорк. Там из патоки делали одну из самых устойчивых валют всех времен и народов — ром. Производившийся здесь ром был очень популярным и даже считался лучшим в мире большую часть XVIII века. Производство рома стало крупнейшей и наиболее процветающей отраслью промышленности в колониальной Новой Англии.
Выгрузив патоку, на борт принимали готовый ром. Тут опять вариантов было два: можно было вернуться в Европу, продав ром там за настоящие деньги, либо снова отправиться в Африку, где местные «авторитеты» с удовольствием продадут пару сотен черных рабов за пару десятков бочек рома. Тогда все начинается сначала — Африка — Карибы- Северная Америка.
Корабль «Бриллиант». Построен в Вирджинии в 1775 для британских владельцев. Типичный небольшой торговец XVIII века.
В сухом остатке мы имеем замечательную схему при которой Британия — владычица морей в обмен на мелкие побрякушки и дешевую посуду получала поток твердой валюты. Накопленные таким образом средства, были сохранены в руках британской элиты, и были в значительной степени использованы для индустриализации страны (промышленная революция), что позволило зарабатывать еще большие средства и придти к той Британии какой она стала на пике своего могущества.
Плантация сахарного тростника.
Важнейшим звеном этой торговой цепи являлись североамериканские колонии Британии. Активно вышибить это звено пыталась Франция на протяжении почти всего XVIII века и, наконец, к концу века попытки увенчались успехом — колонии объявили независимость от британской короны.
Молодые и предприимчивые североамериканские штаты начали активно подбирать атлантическую торговлю под себя.
Погрузка сахара в бочках на корабль.
Как только британцы поняли, что большая часть прибыли уходит не к ним (да и время менялось, можно было зарабатывать уже на другом, во всю развивалась промышленность), они сделали очень остроумный ход — начали компанию за отмену рабства. А без рабства атлантическая торговля была уже не так привлекательна.
Завод по производству рома.
Генеральная Ассамблея ООН учредила 25 марта 2007 года в качестве Международного дня празднования 200-летия отмены трансатлантической работорговли.
Даниил Коршун

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *